Аннотации к рабочим программам дисциплин

Рабочая программа — учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования/Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 115» Московского района г. Нижнего Новгорода,  разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступившего в силу с  1 января 2014 года  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Рабочая программа педагога-психолога

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой дошкольного учреждения  МБДОУ «Детский сад № 115», разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ, локальными актами учреждения, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. 333 ,  а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7-8  лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации — русском. Срок реализации Рабочей программы — 1 год.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,  – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Ведущие цели Программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
‒ охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания  и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
— обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
Цель программы, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:  создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру,  квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется  познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру,  квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется  познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.
 Рабочая программа музыкального руководителя
Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно — правовыми документами:
— Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
— Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  утвержденный 15.05.2013;
— Приказ  Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
— Приказ  Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
— Устав ДОУ;
— Образовательная программа ДОУ.
Актуальность
 В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
 Основные принципы программы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цели программы (в соответствии с ФГОС ДО):
1) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
2) создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
3) создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
10) формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства.

Рабочая программа инструктора по физической культуре

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №115» , в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Данная рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания по физическому  развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по физическому развитию  для детей  младшей группы, средней, старшей, подготовительной групп, разновозрастной (старшая /подготовительная) группs компенсирующей направленности для детей с ЗПР, групп комбинированной и компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями  к  разделам программ:
Физическое  развитие дошкольников на основе примерной общеобразовательной  программы дошкольного образования«От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой.
Цели и задачи программы:
— обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
— обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
— проводить коррекцию (исправление или ослабление)  негативных тенденций развития;
Срок реализации программы 5 лет в группах общеразвивающей направленности и 2 года в группах комбинированной и компенсирующей направленности.

Рабочая программа учителя-дефектолога (Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР)

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с Адаптированной основной образовательной программой для детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития  (далее – Программа), в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и методическими рекомендациями к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко.
Цель программы  – повышение социального статуса воспитанника, коррекция психического, интеллектуального развития детей, имеющих задержку психического развития и формирование полноценного базиса для обучения  в школе,  развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей детей с ЗПР.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
— обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
— обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
— проводить коррекцию (исправление или ослабление)  негативных тенденций развития;
— стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
— проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Программа  рассчитана на 2 года  обучения.

Рабочая программа учителя-логопеда (Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР)

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с Адаптированной основной образовательной программой для детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и методическими рекомендациями  к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко
Цель программы: коррекция речевого развития, восстановление нарушений коммуникативных функций у детей, имеющих недоразвитие речи системного характера.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей (5-7 лет) с ЗПР в период подготовки их к школе решаются конкретные задачи:
-накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
-уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения, а так же элементов учебной деятельности.
Программа  рассчитана на 2 года  обучения.

Рабочая программа учителя-дефектолога (Группа компенсирующей направленности для детей с РАС)

Извините, данный раздел в настоящий момент редактируется.

Рабочая программа учителя-логопеда (Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с Адаптированной основной образовательной программой для детей от 5 до 7 лет с ТНР

Цель программы:

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей (5-7 лет) с ТНР в период подготовки их к школе решаются конкретные задачи:

Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.