РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным в плане развития и формирования психических процессов ребенка. Предметная деятельность раннего возраста формирует предпосылки к развитию игровой деятельности. Во время игры ребенок знакомится с разными свойствами и особенностями игрушки. Первоначально игрушка просто воздействует на органы чувств малыша (яркая, звучащая, приятная на ощупь), то есть ребенок, обладая зрением, слухом и осязанием учится воспринимать окружающие предметы. Однако, многолетние исследования отечественных и зарубежных психологов (Дж.Брунер, Дж,Гибсон, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец и др.) показывают, что  восприятие нельзя считать естественным процессом. То есть для осуществления процесса восприятия недостаточно иметь определенную степень развития нервной системы. Необходимо развивать у ребенка умения правильного восприятия, то есть согласовывать между собой двигательную деятельность, эмоциональные переживания и разнообразные мыслительные процессы.

В современном мире огромное внимание уделяется гаджетам и новым интерактивным технологиям. Родители маленьких детей преждевременно дают в руки ребенка телефон или планшет, тем самым лишая его возможности познавать окружающий мир другим естественным способом. У ребенка снижены шансы внимательно рассмотреть предмет или объект, ощупать его, задержать взгляд, осуществить какие-либо манипуляции с ним. Виртуальные игры блокируют развитие способности восприятия целостных образов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Когда ребенок берет в руки игрушку, он изучает и разглядывает ее, ощупывает, пробует на «зуб», тем самым получая информацию об образе предмета, его особенностях и характеристиках. Игровая деятельность с предметами или играми развивает разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное), мышление, внимание, произвольное поведение.

Процесс восприятия упорядочивает хаотичные представления ребенка, поученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, усвоения сенсорных эталонов. С целью формирования активного характера восприятия ребенку недостаточно иметь естественную природную активность. Развитие восприятия представляет собой процесс овладения особыми действиями, с помощью которых малыш открывает различные свойства и признаки объекта. Эти действия осуществляются с помощью нормативных сенсорных эталонов, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте, такими как величина, размер, цвет и т.д. Если говорить о развитии восприятия ребенка дошкольного возраста, то главной задачей педагогов является обучение ребенка способам и действиям обследования предмета.

В зависимости от возраста малыша при развитии восприятия выделяют четыре типа действий. Первый тип включает в себя опознание и идентификацию предмета. Ребенок определяет предмет либо зрительно, либо с помощью осязания. Например, малыш узнает свою любимую игрушку собачку по признаку наличия у нее хвостика, независимо от ее размера, цвета и формы. Остальные признаки ему не важны.

Второй тип действий с предметом возникает, когда ребенок умеет удержать основные свойства, характеризующие предмет в целом. Например, если у игрушки есть колеса и кузов, значит это машина.

Третий тип действий включает в себя упорядочивание или классификацию по какому-либо признаку или по подобию сериации. Например, ребенок собирает пирамидку от большого колечка к маленькому или собирает круглые шарики в ведерко, а кубики в коробку. Этот процесс закрепляется и осуществляется не автоматически, а на основе длительного развития соответствующих действий.  

Четвертый более сложный тип восприятия позволяет анализировать особенности объекта, его целого и частей. Например, при постройке гаража, ребенок подбирает соответствующий размер кубика, сравнивая его с размером машинки. Причем, в младшем дошкольном возрасте сравнение ребенок будет производить с помощью наложения и подбора, в старшем возрасте эта операция переходит во внутренний план мыслительных операций.  Таким образом, способность оценить характеристики и свойства предмета, выделить его  части и объединить  их  в целое –  является важной задачей дошкольного возраста, которую ребенок осваивает. В старшем дошкольном возрасте освоение действия моделирования выступает в качестве основного направления развития восприятия.

С целью развития способностей восприятия ребенка была создана и апробирована технология развития процесса восприятия дошкольника средствами игровой деятельности. В данной технологии используются подвижные\малоподвижные, настольно-печатные, дидактические, компьютерные игры, моделирующие ситуации, театральные этюды. Комплекс игр разделяется на три развивающих блока:

— Игры на тренировку зрительного восприятия

— Игры на тренировку слухового восприятия

-Игры и упражнения на развитие осязания и обоняния

Начинаем с простейших упражнений по развитию предметности восприятия. Этому способствуют такие игры как «Назови предмет», «Найди ошибку», «Что перепутал художник», «Запомни и нарисуй», «Подбери тень», «Отгадай кто\что спрятался на рисунке». Дети, рассматривая или ощупывая предмет запоминают информацию о нем, расширяя свой опыт. Далее усложняем задачу формируя свойство целостности предмета и используем игры: «Собери узор по образцу», «Зашиваем коврик», Танаграм, «Взломай код», «Веселые конфетки». Ребенок узнает о свойствах и качествах предмета и связывает их в единый образ.

После того, как дети научились определять свойства предмета с помощью зрительного анализатора, мы вводим тактильное обследование предмета. Например, ребенку завязываются глаза и дается в руки круглый предмет. Обозначаем вопрос: назови, что это яблоко, мячик или теннисный шарик.  То есть ребенок, ощупывая предмет, соотносит его свойства и характеристики, чтобы опознать и назвать. Шарик мелкий, легкий и гладкий, яблоко имеет впадинки и веточку, мяч крупнее по размеру и тяжелее. Упражняют тактильные ощущения такие игры как: «Потрогай и найди такой же» (ткань, мех, бумага, дерево, кожа, марля, стекло), «Волшебный мешочек» (овощи, фрукты, геометрические плоскостные фигуры, маленькие фигурки), «Автомойка», «Собери бусы по образцу» и др. Достаточное внимание уделяем развитию слухового восприятия. Дети испытывают эмоциональный подъем, когда в игре следует закрыть глаза или воспользоваться повязкой. Упражнения «Где звенит колокольчик», «Отгадай, кто позвал, «Какое слово лишнее», «Звуки животных», «Хлопни в ладоши, если услышишь название дерева\птицы, цветка», «Отгадай звук» (свисток, ножницы, льющаяся вода, тиканье часов), «Повтори звук», «Что лежит в банке», «Хлопни как я» помогают сконцентрировать внимание и своевременно ответить. Во время задания ребенку приходится сосредоточиться и прислушаться, это способствует тренировке произвольного поведения, ведь дошкольнику очень трудно молча и терпеливо усидеть на месте. Огромный детский интерес вызывает игра «Ароматный Сундучок». Он наполнен тканевыми мешочками с разнообразным содержимым: кофе, мята, крем, мыло, эфирные масла (хвоя, цитрус, ваниль) и др.

Реализация данной технологии позволяет развивать способности восприятия ребенка, расширяя его знания и опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Запись опубликована в рубрике Рекомендации педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий