Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки к школе?

Рекомендации педагога-психолога первой квалификационной категории Шумаковой Е.Н.

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе:

1. Развитие мелких мышц руки:
• работа с конструкторами разного типа;
• работа с ножницами, пластилином;
• рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим Вам помогут следующие книги:
• книга «Подготовка к школе». (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.)
• альбомы «От А до Я» (два выпуска)
• Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996г.
• Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика)
• Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир)
• «Я начинаю учиться» — выпуск 1, 2, 3
• Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 1996г.
• Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
• Л.В. Черелюшкина «Развитие памяти детей» Ярославль, 1996.
• «Подготовка к школе» (развитие внимания)
• Безруких М.М.. Ефимова С.П., Князева М.Г «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М., 1994.

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ! (рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию мелкой моторики рук)

При  подготовки детей к обучению в школе большое  внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также будет способствовать  развитию их речи и мышления. Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей. Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами. Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  3. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  4. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий. Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    Все предлагаемые задания  способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

  Что должен делать родитель, чтобы занятия были эффективными? Вот некоторые  правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете дать  ребенку задания, а сами заняться своими делами, но интерес к такой деятельности у него пропадет быстро. Ребенку интереснее  заниматься вместе с вами. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте в  выполнении, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Желаю Вам приятного время провождения с ребенком и успешной подготовки к обучению в школе!
Запись опубликована в рубрике Педагог-психолог, Рекомендации педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.